Описывает период 1-2.01.1945 г.
Войска 3-го Белорусского фронта в течение суток обороняли прежние рубежи, вели разведку, огневой бой и занимались боевой подготовкой.
Противник действовал на отдельных участках небольшими разведгруппами, обстреливал наши боевые порядки огнём пехоты и артиллерии, особенно активно на левом крыле фронта.
Части воздушной армии (ВА) имели задачу вести разведку войск и коммуникаций противника по плану разведывательного отдела (РО) штаба ВА.
В ночь на 1.1.45 части армии ввиду неблагоприятных метеоусловий боевой работы не вели.
213 ночная бомбардировочная авиационная дивизия (НБАД) произвела 2 самолётовылета на разведку погоды.
Днём 1.1.45 части воздушной армии занимались боевой подготовкой и частью сил находились в готовности для боевых действий по войскам противника.
Во второй половине дня при неблагоприятных метеоусловиях вели разведку войск на левом крыле фронта до рубежа: Даркемен, Бенкхайм, Тройбург, вылетали на перехват самолётов-разведчиков противника.
Наименование соед. и частей |
К-во боегот. экип. |
К-во и тип самолётов |
К-во произв. самолёто-вылетов |
Налёт |
129 ИАД |
109 |
8 Ла-5 |
8 |
7-52 |
Итого: |
450 |
27 |
27 |
24-41 |
Всего |
На бомбард. |
На штурмов. |
На развед. |
На сопров. |
На прикрыт. |
На охоту |
На перехват |
8 |
- |
- |
8 |
- |
- |
- |
- |
27 |
- |
- |
21 |
- |
- |
- |
6 |
Встреч с авиацией противника не было. Потерь нет.
Во второй половине дня отмечен пролёт одного Ю-87 в районе Гросс Роминген.
Погода — ночью и днём облачность 10 баллов, высотой 200-600 м, местами слабый снег при высоте 150 метров. Видимость 2-3 км, во второй половине дня 4-10 км, при явлениях до 1 км.
Командующий 1 воздушной армии провёл совещание с командирами авиационных дивизий по вопросу предстоящей боевой работы.
ВЫВОД: Боевые действия авиации были ограничены неблагоприятными метеоусловиями.
В наземной обстановке перед фронтом существенных изменений не произошло.
Задачи воздушной армии: вести ночную и дневную разведку войск и коммуникаций противника. Действиями «охотников» срывать авто- и железнодорожные перевозки противника в полосе фронта.
213 НБАД — В ночь на 2.1.45 вести разведку войск и коммуникаций противника по плану разведывательного отдела (РО) штаба воздушной армии. Напряжение 50 самолётовылетов (с/в). Действиями экипажей «охотников» срывать авто- и железнодорожные перевозки противника в полосе фронта — напряжение 50 с\в. Общее напряжение на ночь 100 с/в.
1 Гвардейская (Гв.) штурмовая авиационная дивизия (ШАД) — С рассвета 2.1.45 одним полком, в том числе одной авиационной эскадрилье (АЭ), с прогретыми моторами быть в готовности для боевых действий по вызову с командного пункта (КП) воздушной армии и вести фоторазведку войск и обороны противника по плану РО штаба ВА. Прикрытие непосредственным сопровождением от 240 истребительной авиационной дивизии (ИАД). Ответственный за организацию прикрытия командир 1 Гв. ШАД.
311 ШАД — С рассвета 2.1.45 одним полком, в том числе одной АЭ, с прогретыми моторами быть в готовности для боевых действий по вызову с командного пункта (КП) воздушной армии. Прикрытие непосредственным сопровождением от 330 ИАД. Ответственный за организацию прикрытия командир 311 ШАД.
277 ШАД — С 10.00 2.1.45 вести фоторазведку войск и обороны противника по плану РО штаба воздушной армии. Прикрытие непосредственным сопровождением от 129 ИАД. Ответственный за организацию прикрытия командир 277 ШАД.
129 ИАД — С рассвета 2.1.45 иметь в готовности две АЭ в 805 ИАП, из них одну в готовности №1, вторую №2 для уничтожения авиации противника. В остальных полках иметь по одному дежурному звену. Вылет по данным РУС-2 (радиоулавливатель самолётов) и зрячему. Непосредственным сопровождением прикрыть фоторазведчиков 277 ШАД, с расчётом 8 истребителей на 1 разведчика.
130 ИАД — С рассвета 2.1.45 иметь по одному дежурному звену на каждом аэродроме для уничтожения авиации противника. Вылет по данным РУС-2 и зрячему.
240 ИАД — С рассвета и в течение дня 2.1.45:
а) непосредственным сопровождением прикрыть один полк 1 Гв. ШАД, находящийся в готовности для действий по вызову с КП воздушной армии;
б) прикрыть фоторазведчиков 10 отдельного разведывательного авиационного полка (ОРАП), 117 отдельного разведывательного корректировочного авиационного полка (ОРКАП) и 1 Гв. ШАД из расчёта 8 истребителей на ближнего разведчика и 10 истребителей на дальнего разведчика;
в) прикрыть 3 фоторазведчика 90 ОРАП, из расчёта 10 истребителей на каждого разведчика;
г) вести разведку по плану РО штаба воздушной армии;
д) иметь по одному дежурному звену на каждом аэродроме для уничтожения авиации противника.
303 ИАД — С рассвета и в течение дня 2.1.45 вылетами по данным РУС-2 уничтожать авиацию противника, имея в 9 Гв. ИАП, 18 Гв. ИАП и 1 ОИАП «Нормандия» в готовности по 2 АЭ, из них: в готовности № 1 одну и вторую в готовности № 2. В остальных полках иметь по одному дежурному звену. Уничтожать разведчиков противника. Вести разведку согласно плану РО штаба воздушной армии.
330 ИАД — С рассвета 2.1.45 быть в готовности прикрыть непосредственным сопровождением один полк 311 ШАД, находящийся в готовности для боевых действий по вызову с КП воздушной армии, разведчиков 151 ОРКАП. Иметь одно дежурное звено для отражения авиации противника.
276 БАД, 6 Гв. БАД, 182 ШАД — боевой работы не вести. Заниматься боевой подготовкой.
В ночь на 2.1.45 части Армии вели воздушную разведку войск и коммуникаций противника до рубежа Тильзит, Инстербург, фотографировали железнодорожные станции Гумбиннен, Бенкхайм.
Действиями экипажей «охотников» препятствовали авто- и железнодорожным перевозкам по дорогам: Гольдап, Ангербург; Летцен, Арис; Летцен, Ликк; Летцен, Тройсбург, Ликк.
Наименование соед. и частей |
К-во боегот. экипаж. |
К-во и тип самолётов |
К-во произв. самолёто-вылетов |
Налёт |
213 НБАД |
118 |
26 ПО-2 |
52 |
120-25 |
Итого: |
130 |
33 |
59 |
137-10 |
Всего |
На бомбард. |
На штурмов. |
На развед. |
На сопров. |
На прикрыт. |
На охоту |
На перехват |
52 |
- |
- |
52 |
- |
- |
- |
- |
59 |
- |
- |
59 |
- |
- |
- |
- |
Израсходовано боеприпасов: 133 ФАБ-50, 1 АО-90, 51 АО-25, 12 АО-3, 62 САБ-15, 160 АСБ-3, 4 ФОТАБ-35, 6730 ШКАС.
В результате бомбардировочных действий уничтожено и повреждено 6 автомашин, разрушено 6 зданий, создано 2 взрыва.Отмечены попадания бомб на железнодорожные станции: Гудерн, Шиллинен, Бочерен, Вронкен, Клайн Олетико. Потерь нет.
Днём 2.1.45 части армии в сложных метеоусловиях вели разведку войск, коммуникаций, аэродромов и обороны противника до рубежа: Рагнит, Инстербург, Летцен, Ликк. Занимались боевой подготовкой и частью сил находились в готовности для боевых действий по войскам противника.
Наименование соед. и частей |
К-во боегот. экипаж. |
К-во и тип самолётов |
К-во произв. самолёто-вылетов |
Налёт |
129 ИАД . . . 330 ИАД |
109 . . . 57 |
22 Ла-5 |
22 . . . 4 |
17-30 . . . 4-00 |
Итого: |
507 |
66 |
73 |
55-45 |
Всего |
На бомбард. |
На штурмов. |
На развед. |
На сопров. |
На прикрыт. |
На охоту |
На перехват |
22 |
- |
- |
22 |
- |
- |
- |
- |
73 |
- |
- |
73 |
- |
- |
- |
- |
Израсходовано боеприпасов: 6 ФАБ-50, 7 АО-25, 780 ШВАК.